Метод противовеса на длинном усе.

С.В. Романов

Подготовлено по книге: Ж.Марбак, Б.Турт Французская спелеотехника. (перевод Шварц Дмитрий, Шварц Юрий).

Цель метода – перебросив через карабин жумара длинный ус организовать «качели» для снятия пострадавшего с кроля и совместного спуска.

Для простоты снаряжение пострадавшего называем «его».

В процессе работы потребуются: свои короткий и длинный ус, его жумар и педаль, спусковое устройство и дополнительные карабины, которые можно снять с его усов. Должен быть свободный доступ к его дельте , своему и его кролю.

  1. Поднимаюсь как можно ближе к пострадавшему и вынимаю его ногу из педали (мне потребуется наступить в неё позже).
  2. Организую страховку – пристёгиваюсь своим коротким усом к центральному звену его обвязки таким образом, чтобы защёлка карабина была обращена ко мне. Пристёгнутый карабин должен быть самым крайним, чтобы не мешать работе с кролем и спусковым устройством.Можно прикрепить его за низ дельты (проверить муфту).
  3. Пристегнуть пострадавшего к верёвке, если он не может принять вертикальное положение. Пристёгиваю карабином за грудную обвязку, предварительно максимально затянув ее, чтобы притянуть верхнюю часть тела как можно ближе к верёвке. После того как карабин зацеплен за обе стропы грудной обвязки, перекрутите его один раз, прежде чем пристёгивать к верёвке. Это предотвратит сползание карабина к кролю.
  4. Снимаю свой жумар с верёвки, поскольку больше он не потребуется.
  5. Встёгиваю карабин своего длинного уса в верхнюю дырку его кроля.
    Если всегнуться в дельту, то при подъёме пострадавшего кроль встанет поперёк верёвки и отцепить его не получится.
  6. Карабин его жумара должен открываться вниз и от верёвки.
    Необходимо перестегнуть карабин. Иначе противовес будет организован неправильно и я окажусь слишком низко. Если карабин будет открываться к верёвке, встёгивание и выстёгивание уса будут затруднительны.
  7. Перемещаю его жумар так, чтобы расстояние между дальним узлом моего уса и карабином его жумара выбирается не менее 10 см .
  8. Ставлю его педаль между нами и длинным усом. Его ногу, обращённую к педали помещаю у себя между ног.
  9. Регулирую его педаль. Мы можем сильно различаться по росту.
  10. Если длины уса не хватает для операций 5, 7– делаю обход:
    1. Встаю в его педаль и разгружаю свой кроль.
    2. Снимаю свой кроль.
    3. Приподнимаюсь и устанавливаю свой кроль на 3 см выше его кроля.
    4. Приподнимаю его жумар в соответствии с п. 7.
    Лучше обход не делать. Если подняться высоко и сделать сцепку, то может не хватить свободы движения для снятия уса с жумара (шаг 18). С другой стороны, если не делать сцепку до шага 18, то в случае ошибки можно оказаться висящим на коротком усе под пострадавшим.
  11. Наступаю в его педаль. Вставляюсвой длинный ус в карабин его жумара.
    Желательно оставить запас движения вверх для шага 12.
  12. Снимаю с верёвки свой кроль.
  13. Снимаю его кроль с верёвки перенося свой вес на длинный ус и приподнимая пострадавшего с помощью эффекта противовеса. Если я легче пострадавшего, нужно подталкивать его зад руками или коленями.
  14. Завожу верёвку в спусковое устройство, максимально выбираю слабину, и полностью блокирую его.
  15. Готовлю карабин для шага 19.
  16. Во время следующей операции спусковое устройство придержать рукой. Оно может быть разблокировано!
  17. Сажаю пострадавшего на спусковое устройство наступая в его педаль. Эффект противовеса перенесёт вес пострадавшего на спусковое устройство.
    Вероятно здесь имеет смысл предварительное соединение моей и его обвязки цепочкой карабинов. Однако, в этом случае может не хватить длины для снятия моего длинного уса с его жумара.
  18. Вынимаю свой длинный ус из карабина его жумара наступив в его педаль.
  19. Соединяю центральные звенья обвязок цепочкой из двух карабинов и переношу свой вес на обвязку пострадавшего.
  20. Снимаю его жумар. Он ни за что не держится !! Закрепляю его.
  21. Разблокирую спусковое устройство и ПЛАВНО спускаюсь с пострадавшим, проследив, чтоб он опустился на дно мягко.
    1. Необходимо помнить, что на спусковое устройство действует удвоенный вес и обеспечить дополнительное трение.
    2. На навеску действует удвоенная нагрузка. Поэтому необходимо полностью исключить резкие рывки.
    3. Скорость спуска должна быть уменьшена так как в спусковой системе выделяется больше тепла, чем при одиночном спуске.

 

 

Назад